Главная » Статьи » Мои статьи

ИЗМЕНЕНИЯ В ИСЧИСЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА В 2012 ГОДУ

ИЗМЕНЕНИЯ В ИСЧИСЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА В 2012 ГОДУ

Ольга Данилова,экономист

       Рассмотрим изменения, касающиеся исчисления экологического налога, которые внесены в Налоговый кодекс РБ (далее -НК) с 1 января 2012 г. Законом РБ от 30.12.2011 №330-3.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

      С 2012 г. уточнено, что объектами обложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, в т.ч. от отопительного оборудования, установленного на них (п. 2 ст. 205 НК).

      Напомним, что мобильные источники выбросов - это транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 10 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-3 "Об охране атмосферного воздуха").

Примечание. В 2011 г. такие выбросы также не облагались экологическим налогом.

      С 2012 г. объектами обложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников  выбросов и стационарных источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

      Перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установлен в приложении 2 к постановлению Минприроды РБ от 29.05.2009 № 31, с учетом последних изменений от 24.01.2011 № 4 (далее -Перечень № 31).

Примечание. В 2011 г. данные выбросы не облагались экологическим налогом.

Справочно J Приведем перечень некоторых объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

-  отопительные печи без водогрейных котлов и мощностью менее 100 кВт;

-  оборудование для маркировки и упаковки, машины для сварки полимерных пленок;

-   оборудование для мойки,  инструменты для   полировки   механических   транспортных средств;

-  отопительное оборудование, работающее на  твердом,  жидком  и  газообразном  топливе,   установленное  на  мобильных  источниках, предусмотренное конструкцией данного транспортного средства (вагоны, баржи, суда и др.) и (или) буксируемое им;

- инструмент и оборудование, использующие топливо (бензопилы, бензорезы, кусторезы, газонокосилки, насосы и станции насосные, компрессоры и компрессорные станции и установки специальные, агрегаты сварочные, моечные машины и др.);

-  оборудование, работающее на объектах строительства и ремонта (например, для свайных работ, приготовления, разогрева и нанесения битумов, мастик и других изоляционных материалов, нанесения покрытий с использованием материалов, имеющих в составе летучие органические соединения), и др.

Рассмотрим ситуацию.

      Ситуация: Одним из видов деятельности предприятия является производство строительных конструкций. При изготовлении продукции производятся сварочные работы с использованием агрегата сварочного, работающего на топливе.

      Разъяснение: На практике природопользованиям, имеющим нестационарные и стационарные источники выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для правильного определения объекта обложения налогом необходимо соотнести фактически имеющиеся у них источники выбросов (оборудование) с перечнем источников (оборудования), выбросы от которых не облагаются экологическим налогом.

Пунктом 11 Перечня № 31 определено, что сварочный аппарат относится к инструментам и оборудованию, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Соответственно, выбросы в атмосферный воздух при производстве сварочных работ с использованием агрегата сварочного признаются объектом обложения экологическим налогом в 2012 г.

УТОЧНЕН ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПОНИЖАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ В 2012 ГОДУ

      С 2012 г. к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух понижающий коэффициент 0,5 не будет применяться при сгорании торфа, горючих топливных вторичных энергоресурсов для получения тепловой и (или) электрической энергии. Этот коэффициент будет применяться к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топливных брикетов из биомассы, древесного топлива (дров, отходов лесопиления и деревообработки, фи-томассы быстрорастущих растений), отходов сельскохозяйственной деятельности для получения тепловой и (или) электрической энергии.

      С 2012 г. к ставкам экологического налога будет применяться понижающий коэффициент 0,5 за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме.

      К ставкам экологического налога будет применяться понижающий коэффициент 0,2 за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме.

РАСШИРЕН    СОСТАВ    ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ 

      С 1 января 2012 г. плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства признаются бюджетные организации в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (п. 3 ст. 204 НК).

      В то же время захоронение отходов, образовавшихся от деятельности самой бюджетной организации (например, твердых бытовых отходов), по-прежнему не является объектом обложения экологическим налогом за захоронение отходов производства. Если бюджетная организация приобретает отходы производства на основании сделки купли-продажи, то при захоронении этих отходов бюджетная организация будет признаваться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства.

      Данную норму следует учитывать при заключении договора аренды помещений бюджетных организаций с другими организациями. Приведем пример.

Пример.

Бюджетной организацией "А" (арендодателем) заключен договор аренды с организацией "Б" (арендатором). Согласно договору аренды помещения собственником отходов производства является арендодатель (т.е. бюджетная организация), который осуществляет обращение с образующимися отходами производства арендатора в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, учитывая изложенное, поскольку арендодатель определен собственником отходов арендатора, к нему относятся все требования законодательства, касающиеся собственника отходов производства. В данном случае плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства будет признаваться бюджетная организация.

Примечание. В 2011 г. в рассматриваемой ситуации плательщиком не являлись бы ни арендодатель, ни арендатор, поскольку бюджетные организации не признавались плательщиками экологического налога.

ПОРЯДОК   УПЛАТЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ

      Владельцы объектов захоронения отходов (далее - владельцы) исполняют налоговые обязательства плательщика налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (далее - объект) в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства (далее - собственники). При этом владельцы таких объектов имеют права и несут обязанности, установленные для плательщиков налогов (сборов, пошлин) НК (п. 8 ст. 208 НК).

      Собственники отходов перечисляют экологический налог за захоронение отходов производства владельцам объектов непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      При неперечислении собственниками в указанный выше срок сумм экологического налога за захоронение отходов владельцами объектов в порядке и сроки, установленные для подачи налоговой декларации (расчета), подаются сведения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по каждому собственнику.

      На основании указанных сведений налоговыми органами будет производиться взыскание экологического налога с собственников отходов.

      Таким образом, после получения налоговой инспекцией сведений о задолженности по уплате сумм экологического налога собственником отходов от владельца объекта захоронения эта задолженность будет взыскиваться с собственника налоговыми органами в бесспорном порядке.

Примечание. В 2011 г. налоговые органы такого права не имели.

Категория: Мои статьи | Добавил: drdmytri (05.03.2012)
Просмотров: 3074 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 yurasik  
0
Интересует источник данной статьи ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]